Как показывают опросы, российская певица Лариса Долина стала самым ненавидимым человеком в стране. Ее соцсети обрели статус мекки для хейтеров. Ее концерты отменяются, она вошла в историю, как герой мемов про схему бабки Долиной.
ФАБУЛА ДЕЛА. Все это результат скандального судебного процесса, итогом которого является признание сделки по продажи Долиной своей квартиры ничтожной на том основании, что она находилась под воздействием телефонных мошенников и якобы не осознавала последствий своих действий. Суд встал на ее сторону и оставил проданную квартиру ей. Добросовестный покупатель остался и без квартиры, и без денег, зато с долгами по ипотечному кредиту.
Умственные способности Долиной, которую развели по примитивной схеме, мы обсуждать не будем. Очевидно, что жертва тупая и легко манипулируемая, как и 9 из 10 обычных людей. Ей позвонили некие мошенники, представившиеся сотрудниками Росфинмониторинга и ФСБ, убедившие ее, что некие злоумышленники оформляют кредит под залог ее квартиры и надо обезопасить себя, совершив фиктивную сделку с продажей квартиры и переводом полученных денег на «безпечный рахунок». Это якобы поможет сохранить недвижимость и разоблачить злодеев.
Они же подыскали покупателя – некую предпринимательницу Полину Лурье, которая, ничего не подозревая, заплатила Долиной кешем 112 млн руб. Та в свою очередь отдала деньги в сумке на руки курьеру и перевела безналом дропперам. Однако через три недели после сделки Певица отказалась выезжать из уже не принадлежащей ей квартиры и подала заявление в органы о том, что в отношении ее совершены мошеннические действия. Сделку она оспорила в суде. Суд встал на ее сторону.
О ЗЛОДЕЯХ. Мошенников довольно быстро поймали, что совершенно нетипично для россиянских ментов. Но что для них как раз очень типично – поймали они не тех. Например, курьером, забравшим у Долиной сумку с кешем, оказалась работница библиотеки Анжела Цирульникова, сама ставшая жертвой мошенников. Еще трое преступников из разных городов – это люди, перегонявшие кэш в крипту, и понятия не имевшие о том, что участвуют в отмыве краденных денег (хотя формально-то они не краденые, ведь они получили их от самой Долиной).
Удивительно, как Полину Лурье не признали соучастницей банды международных мошенников, и почему сотрудники агентства недвижимости, через которое проводилась сделка, не репрессированы в полном составе. Обычно в таком случае принято сажать даже таксиста, который подвозил курьера с баблом. Но этого гипотетического «пособника» спасло лишь то, что Цирульникова приехала за деньгами на метро. Так или иначе, но сроки от семи до четырех лет технические участники «преступной группы», даже не знакомые друг с другом, получили. А вот «звонари», провернувшие основную работу, остались не только не пойманными, но даже неизвестными.
СХЕМА ДОЛИНОЙ. Впервые о скандале с квартирой Долиной стало известно в октябре прошлого года. С тех пор это дело было настолько раздуто в медиа, что схемой бабки Долиной или бабкиной схемой стали называть распространенный вид мошенничества.
Суть его в том, что собственник объекта недвижимости продает его и вскоре после завершения сделки и получения денег требует через суд вернуть квартиру, признав сделку незаконной, но без обязательств вернуть деньги. Суду заявляется, что продавец стал жертвой мошенников, действовал под их влиянием и не осознавал последствий своих поступков. Существует два правовых механизма возврата квартиры:
1. Утверждается, что продавец был введен мошенниками в заблуждение: он совершил сделку купли-продажи под их влиянием, и затем мошенники забрали все деньги. В этом случае квартира возвращается продавцу через одностороннюю реституцию, то есть жертва развода через суд добивается восстановления права собственности на проданное жилье. Покупатель остается ни с чем, даже если признан потерпевшим по делу о мошенничестве.
Типичным признаком такой схемы является продажи квартиры родственником или «другом» по доверенности. В дальнейшем же выясняется, что первоначальный владелец жилья – выжившая из ума бабуленция, которая не может даже вспомнить, как ее зовут, или запойный алкоголик.
2. В другой популярной схеме присутствуют два лица – первоначальный собственник и продавец в последней цепочке сделок из трех звеньев. Осуществляется купля-продажа квартиры между первоначальным собственником и вторым лицом. Второе лицо продает квартиру другому покупателю. После этого первоначальный собственник заявляет, что первая сделка была совершена мошенническим путем, а квартира фактически была обманом забрана у первоначального собственника. В соответствии с этим первая сделка признаётся недействительной. В этом случае квартира возвращается первоначальному собственнику через процедуру виндикации, смысл которой в восстановлении прав законного владельца.
Например, процедура виндикации применяется в отношении угнанной машины. Ее новый владелец теряет собственность на том основании, что он неосмотрительно приобрел краденную вещь. Бывали даже случаи, когда человек приобретал на авторазборе или по объявлению в Интернете двигатель будто бы с разбитой машины, а через какое-то время по номеру на агрегате выяснялось, что он снят с машины, числящейся в угоне.
Виндикация – один из принципов римского права. Если добропорядочный римлянин обнаружил украденную вещь, он мог изъять ее даже у добросовестного приобретателя. Но, разумеется, только в том случае, если докажет, что был ее законным владельцем и она была похищена у него. Отточенная правовая формулировка на латыни выглядит так: ubi rem meam invenio, ibi vindico – «где мою вещь нахожу, там ее виндицирую».
В обычном германском праве действовал несколько другой иной принцип Hand muss Hand wahren – «рука за руку отвечает»: только вещи, похищенные и потерянные, могли быть истребованы у всякого третьего лица. Те же вещи, которые были им кому-нибудь добровольно вверены, в случае отчуждения их этим третьим лицом не могли быть истребованы у добросовестного приобретателя. Прежний собственник имел лишь право на иск об убытках к тому, кому он их вверил.
Виндикационное римское право создавало трудности в ведении бизнеса, поскольку покупатель никогда не мог быть уверенным в том, что не появится другое лицо, заявляющее права на приобретенную им вещь. Поэтому в основу европейского торгового права был положен германский принцип, согласно которому добропорядочный приобретатель не мог быть наказан за действия третьих лиц, которые он не мог контролировать или или даже знать о них. Если же собственник стал жертвой обмана, он имеет право предъявить исковые требования только к тому, кому доверил свое имущество. В дальнейшем принцип Hand muss Hand wahren лег в основу общегражданского права.
Таким образом согласно базовому постулату гражданского права жертва мошенничества в принципе не может оспаривать права законопослушного приобретателя по второй схеме кидалова. А в случае реализации первой схемы виндицировать сделку можно, только доказав недееспособность лица, которое вверило свое имущество мошенникам, не отдавая себе отчета в своих действиях.
В данном случае по крайней мере часть вины за неосмотрительный поступок лежит на покупателе, не убедившимся в добропорядочности лиц, ведущих дела от имени собственника. В кейсе Долиной ничего подобного нет: покупатель и продавец вели дела напрямую, артистка является психически здоровой и полностью дееспособной.
В этой ситуации в случае виндикации обязательна двусторонняя реституция, то есть покупатель обязан вернуть продавцу недвижимость, а продавец – деньги в полном объеме. В деле Долиной же мы наблюдаем шокирующие цивилизованных людей детали: расторжение сделки было, конечно, незаконно, но даже в случае ее расторжения продавец был обязан возместить покупателю 112 млн руб. Почему Лурье должна расплачиваться за тупость бабки Долиной? Однако суд счел, что Полине Лурье не надо возвращать даже те 17 миллионов кешем, которые Долина еще не успела передать мошенникам. Просто ахуенно! Получается, что певичка не только ничего не потеряла, но еще и заработала 17 лямов на пустом месте. И это еще не все – суд постановил, что осужденные статисты тоже должны ей 62 миллиона. Неплохая бизнес-схема вырисовывается.
Часто в роли продавца по бабкиной схеме оказывается пенсионерка, которая получает тщательный инструктаж от мошенников, как отвечать на вопросы риелторов и нотариусов. Она может либо находиться в сговоре с мошенниками, либо сама быть их жертвой. Так как пенсионеры находятся в особо уязвимом положении, суды склонны вставать на их сторону при судебных разбирательствах. И уж тем более не приходится ждать от правоохранителей, что они будут тщательно расследовать дело. В их интересах – быстро оформить бумаги, а не устанавливать реальный характер отношений продавца с мошенниками. При этом покупатель в итоге остается как без объекта недвижимости, так и без денег. Сделка может признаться судом недействительной по формальным основаниям, даже если купля-продажа проведена с нотариусом, справками из ПНД и видеозаписью процедуры.
ПОЧЕМУ ТВОРИТСЯ ТАКАЯ ДИЧЬ. Я готов дать лаконичное и исчерпывающее объяснение: потому, что Россия не является правовым государством. Дело не в том, что в неправовом государстве законы плохие и несправедливые, вследствие чего не работают, а в правовом – хорошие и правильные, которым все готовы подчиняться. Нет, разница гораздо более масштабная. В неправовом государстве законы тоже могут быть глубоко проработанными и иметь безупречно отточенные формулировки. Просто в неправовом государстве закон значит меньше, чем мнение начальника. Если начальник считает, что ему невыгодно исполнять закон, он будет его игнорировать и жаловаться в суд бесполезно, потому что суд тоже будет принимать решение, ориентируясь не на закон, а на волю своего начальника.
То есть в неправовом государстве отношения между людьми регулируются не законом, а начальственной волей. Если вы пересечете двойную сплошную с превышением скорости, да еще находясь в подпитии, то вас поймают и покарают по всей строгости закона. А если это сделают мент, прокурор, заместитель губернатора или депутат, то им ничего за это не будет. Ну, насчет депутата, конечно, не все так однозначно. Если это просто депутат, то могут и прижучить, а если это депутат, который дружит с мэром – то уже вряд ли.
Закон будет вывернут наизнанку и по всей форме гаишники заполнят протокол, согласно которому нарушение было совершено при управлении транспортным средством госномер-такой-то и привело к ДТП, но за рулем находилось «неустановленное лицо», которое скрылось с места происшествия. И этим дело закончится. То есть все процедуры, предписанные законом, будут исполнены: проведена проверка, составлен акт, заполнен протокол, но цель этих действий будет заключаться не в том, чтобы исполнить закон, а в том, чтобы отмазать виновника. В этом процессе ключевое значение будут иметь не положения закона, а трактовки этих положений.
Помните, как было в деле с убийством Немцова? Опера пришли к организатору убийства, чеченскому силовику, позвонили в дверь квартиры, они им не открыл. Поэтому те немного потоптались, развернулись и ушли писать рапорты об итогах проведения оперативно-розыскных мероприятий. В то же время, если какой-то прол напишет пацифистский комментарий, то дверь ему высадят кувалдой без всяких церемоний, уложат мордой в пол, отобьют почки, разгромят квартиру и уволокут в кутузку.
И в том, и в другом случае менты все делают «по закону». Просто трактуют его так, как сочтут нужным, потому что трактовка закона в неправовом государстве важнее самого закона. В неправовом государстве в зависимости от сословного статуса лица закон в его отношении применим на полную катушку с перегибами, частично или не применим вовсе. Будь на месте Долиной Земфира или Монеточка, их бы обвинили в госизмене путем финансирования ВСУ и отправили убирать снег в Сибири (весь). Но поскольку Долина – ватница и провластная подстилка, то в ее отношении трактовки будут совсем иными.
Однако дело даже не в том, что она в доску своя для правящего режима. Полина Лурье, пострадавшая от судейского произвола, тоже ведь не диссидентка и иноагент. Может, она еще больше любит Пыньку и носит футболку со смеющимися «Искандерами». Почему в ситуации, когда нет конфликта между обществом и властью, а идет спор между двумя физлицами, следствие, прокуратура, суд демонстративно насилуют не просто закон, а элементарный здравый смысл? За решетку на долгие годы отправляются мелкие сошки, которые даже не подозревали, что участвуют в криминальной афере, потому что их использовали в темную. Долиной, которая профинансировала ВСУ минимум на два миллиона долларов, возвращают квартиру, а крайней (и спасибо, что не набутыленной) оказывается добросовестный приобретатель квартиры.
Дело в том, что коллективному начальству (бюрократии, номенклатуре) выгодна ситуация, в которой они имеют право высшего арбитража, то есть в любом вопросе они могут принимать решения, не только не основанные на законе, но прямо ему противоречащие. Да, конкретно в данном случае вряд ли судья получил от Долиной взятку в размере половины стоимости квартиры (что взять с дуры, которая все свои деньги подарила украинским заводилам?). Но этот резонансный случай создает ситуацию, в которой пролы чувствуют свою абсолютную беззащитность и понимают, что в любом споре им ничем не помогут апелляции к нормам права, важно лишь то, какую крышу ты имеешь. «Порешать вопрос» стоит денег. А если ты не хочешь платить, наивно полагая, что закон на твоей стороне и противной стороне крыть нечем – то на, получай пиздец по полной программе и в следующий раз понимай, кто тут решает, что по закону, а что – нет.
Описанная логика вне зависимости от обстоятельств дела заставляет лиц, относящихся к социальной группе «служители закона», последовательно разрушать любые правовые механизмы, тем самым присваивая себе монопольное право в разрешении споров. Такова суть любого неправового государства, в этом смысле Украина, Грузия, Иран, Сомали и Никарагуа ничем от России принципиально не отличаются.
Различие можно обнаружить лишь в степени разрушения правовой системы, следствием чего является утрата гражданами правосознания, то есть готовности подчиняться законам. Раз закон не работает то все споры будут разрешаться с позиций силы. Проще говоря, люди дичают. Будь у Лурье фамилия Мухаммедова, она бы изначально не стала бы заморачиваться с судами, просто к Долиной в дом вломилась бы пара крепких бородатых мачо, порезала бы ее на кусочки, упаковала в мусорные мешки и вывезла на свалку. В этом случае и оспаривать сделку стало бы некому. Подобный способ решения вопросов как раз очень типичен для неправового государства.
МЕДИЙНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. Специалисты на рынке недвижимости голосят, что эффект Долиной обрушил рынок вторичного жилья. СМИ нагнетают панику, шокируя аудиторию сообщениями о трех тысячах (!!!) судебных дел по долинской схеме. Владельцы элитной недвижимости стенают, что не могут найти покупателей на свои виллы и пентхаусы даже с дисконтом, потому что покупатели боятся связываться с известными, богатыми и влиятельными продавцами, осознавая, что те выше их по социальному статусу, и потому могут легко их кинуть, ведь закон в РФ – это инструмент подавления низов в руках высшего сословия. Юристы хватаются руками за голову и заявляют, что прецедент Долиной может оставить их без работы. И то верно: зачем тратить деньги на адвокатов, если от них ничего не зависит, о чем они предупреждают клиента при первой же встрече: мол, мы сделаем все от нас зависящее, но ничего не гаранатируем; вы же понимаете, в какой стране живете…
Однако все это не так. Дело Долиной не было прецедентом. Подобная схема мошенничества стара, как мир. Я еще в лихие 90-е, работая в СМИ, писал о похожих схемах черных риэлторов. Более того добавлю: три тысячи ежегодно оспариваемых сделок с недвижимостью – это никакая не эпидемия мошенничества по долинской схеме, а статистическая норма. И да, в среднем 77% оспариваемых сделок суд признает ничтожными. Точно так же судейки внаглую надругались над здравым смыслом, утверждая, что факт оплаты покупатель не доказал, а потому права на реституцию не имеет
Так почему же именно в 2024 году совершенно заурядное мошенничество, на которое никто не обращал внимания, вдруг произвело эффект медийной бомбы? Нет, дело вовсе не в том, что Долина – якобы какая-то звезда (я, например, понятия не имел о ее существовании). Бабка Долина со своей тупостью просто пришлась кстати, как вишенка на торте. Истинная причина заключается в том, что продажи в новостройках на третьем году войны обрушились до 27%. Это было вполне предсказуемо, но все равно крайне неприятно для застройщиков. Но, как говорится, лиха беда – начало. За первое полугодие текущего года спад составил 26%, причем в мае наблюдался обвал до 41% по сравнению с маем предыдущего года. Следующий, 2026 год точно не станет переломным на рынке, спад продаж продолжится.
При этом на покупку первичного жилья приходится лишь 16% всех сделок (в денежном выражении доля еще меньше, ведь готовое жилье однозначно дороже). Девелоперы не могут изменить ситуацию в экономике в целом. Они не имеют возможности заставить государство вернуть льготную ипотеку под 8% на новостройки, действие которой было завершено 1 июля 2024 года, что и спровоцировало обвал на рынке. У государства сейчас, сами понимаете, другие приоритеты.
Поэтому единственная возможность для крупных застройщиков поправить свои дела – хоть немного откусить от рынка вторички, где и вертятся основные деньги. Сделать это можно, напугав покупателя рисками мошенничества. Поэтому удачно подвернувшееся дело бабки Долиной, подчеркиваю, совершенно типичное и заурядное, было раздуто до безумия. В данном случае медийный эффект не соответствует объективной реальности.
Объективная реальность заключается в том, что риск стать жертвой мошенников по бабкиной схеме статистически ничтожен. Что такое три тысячи оспариваемых сделок при их общем числе в 3,32 млн за 2024 г.? Это примерно 0,09% - девять сотых процента! Из них признаны ничтожными менее 0,07%. В скольких случаях покупатель остается без реституции, то есть, говоря более понятным языком, происходит кидалово на бабки, неизвестно, но число таких дел еще ниже.
Вот вам рациональное объяснение, почему дело бабки Долиной удерживается в медийном топе: целью является напугать россиян разгулом мошенничества на рынке вторички и заставить их сделать выбор в пользу «безопасной» новостройки от «надежного» девелопера. И это при том, что именно на новостройки приходится более 90% от всего объема кидалова! Правда, схема там другая: застройщик собирает деньги и исчезает в закате, оставляя замороженный объект и бездомных покупателей с ипотечными долгами. Но жертвам-то от этого не легче.
Не знаю, обеспечила ли шумиха какой-то заметный переток денег со вторичного рынка жилья на рынок новостроек, но то, что скандал замедлил рынок вторички, особенно элитной – бесспорно.
ВЫВОДЫ. Я бы мог дать четкую инструкцию, как обезопасить себя от кидалова по бабкиной схеме, но зачем? Вы легко найдете подробные алгоритмы от профессиональных юристов и риэлторов: работать только напрямую с продавцом, игнорируя мутных посредников с доверенностью, не связываться с лотами, что выставлены на продажу сразу после приобретения, фиксировать сделку нотариально, требовать от продавца справку из психдиспансера о его психическом здоровье, не передавать оплату кешем и т. д.
Все перечисленное никоим образом не гарантирует безопасность сделки по указанной выше причине: РФ – не правовое государство, и над всяким судом или мусарней в скрепном бантустане незримо развевается знамя с корпоративным девизом «Да, мы охуели, и чо?»
Если вы живете в России, не стоит игнорировать этот факт. Желаете надежных правовых гарантий? Тогда поищите себе другое место на планете.
https://t.me/alekseykungurov/1332
https://teletype.in/@a_kungurov/Mhu0nrA7Ahf