Блокировка мобильного интернета, звонков в WhatsApp и Telegram, агрессивное продвижение мессенджера Max вошли в топ-3 явлений, вызывающих у россиян наибольшую тревогу. 2025 год стал в определенной степени поворотным: с весны по всей стране регулярно отключают интернет, все чаще говорят о «белых списках», заблокированы звонки в самых популярных мессенджерах, в то же время власти запустили мессенджер MAX и пытаются сделать его единственным способом коммуникации в стране.
Что будет с интернетом в России в новом году? Продолжатся ли блокировки привычных сервисов? Почему блокировки VPN не так страшны, как кажутся, а «белые списки» сайтов — незаконны? На эти и другие вопросы «Черте» ответил IT-специалист, директор некоммерческой организации «Общество защиты интернета», автор Telegram-канала «ЗаТелеком» Михаил Климарев.
Не будет никакого суверенного Рунета в 2026 году. Будет очень плохой интернет. Блокировки продолжатся до тех пор, пока у власти сидит этот черт, а в Роскомнадзоре — тысячи сотрудников, которые получают зарплату.
При суверенном Рунете Роскомнадзор будет не нужен, и всех надо будет уволить. Именно поэтому они продолжат изобретать новые методы блокировок и требовать новых бюджетов.
Все будет в соответствии с логикой бюрократических аппаратов: продолжится возня, которая будет плохо отражаться на людях в России.
Это оправдания какие-то. Они это делают просто потому, что могут. Вот есть Зло в широком философском смысле — что-то, что хочет нанести тебе убытки и оказаться в прибыли самому. А есть просто дураки, которые совершают идиотские поступки, делают плохо всем вокруг, при этом сами не получают никакой прибыли.
Сейчас Роскомнадзор — именно такой дурак, который всем вредит. Хотя и прибыль свою получает, осваивая бюджеты. Они делают вид, что заняты каким-то реальным делом — в этом заключается все их существование.
Конечно, но они уже не могут по-другому. Неужели [глава Роскомнадзора Андрей] Липов встанет и скажет: «Последние четыре года я делаю херню. Все, я должен уволиться». Конечно, он так не сделает, а будет продолжать. А если он пойдет на попятную, ему скажут: «Что-то ты у нас совсем ничего не делаешь». И найдут другого липова.
Есть очень большая вероятность, что его заблокируют в новогодние каникулы.
Да. А потом уже поставят людей перед фактом. Скажут: все идите в MАХ. Это личное дело каждого: хотите им пользоваться — пожалуйста. Другие люди ставят себе VPN, чтобы использовать заблокированные мессенджеры.
Если бы он успешно внедрялся, они бы, наверное, не блокировали WhatsApp. Мы видим, что проблемы с MАХ возникают. Если бы там все было хорошо, они бы не делали KPI для учителей, которые должны отправлять в нем сообщения. Нам присылали скриншоты, где директриса какой-то школы просит всех учителей писать не менее семи сообщений в день в MАХ, их будут считать.
Потому что внедряется он хреново. Конечно, они будут говорить: «Ой, у нас там 100 500 млн пользователей». Но в реальности это не так: если люди его и скачивают, то не пользуются.
Загадка. Скорее всего, потому что он — критическая инфраструктура для них самих. Не в MАХ же они будут переписываться по поводу взяток!
Да, конечно. Но пока это невозможно сделать, потому что сейчас белые списки — строго незаконная история. Нет ни одного нормативно-правового акта, который хоть как-то бы регулировал эти белые списки.
Сейчас их объявляет в газете лично [министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут] Шадаев: он сообщает каким-то СМИ, что в белых списках — такие-то сайты. Это не нормативно-правовой акт, это вообще ничего. «Белые списки» — это абсолютно незаконная история даже с точки зрения нынешнего законодательства России.
Кто в эти списки попадает? Там до сих пор нет Сбербанка — очень странно, да? Потому что, видимо, есть какие-то причины его туда не включать.
Бояться надо будет, если появится какой-то комитет по составлению и ведению белых списков. Это будет организация с огромными коррупционными возможностями. Но пока все строго незаконно — я подчеркиваю это.
Сейчас путинские бандиты ведут себя ровно так же, как они вели себя в ковид: когда возникает какая-то проблема, все убытки списываются на регионы, а прибыль забирает центр.
Вот смотрите: вся эта хрень с MАХ идет из центра. MАХ — это VK, федеральная сеть, которая принадлежит Ковальчукам, личным дружочкам Путина. Это они все двигают, но затраты на себя они брать не будут — свалят их на регионы.
Поэтому уровень блокировок различается в регионах. Где-то более-менее адекватный менеджмент, понятно, что они все взяточники и воры, но тем не менее. А есть регионы, где совсем неадекватное руководство, которое не понимает, как это все работает. Для них главное — отчитаться наверх, Путину. Поэтому они должны казаться федеральным надзорным органам правильными. Вот они и делают все так, как понимают. Им просто надо выслужиться.
Это называется театр безопасности — целая концепция. Примерно как вот эти рамки, которые в аэропорту ставят, а потом перед ними взрывают бомбы, потому что там собралось много народу.
Еще раз повторяю: это — бюрократическая машина. Вот прилетели дроны. А вы что сделали, чтобы эти дроны не прилетели? Они такие: «Владимир Владимирович, мы интернет мобильный выключили». Потом: «Блин, это на экономику влияет, все перестает работать. Давайте что-нибудь еще придумаем». И вот они нашли такое решение, блокировать симки — типа дроны не пройдут, ведь они не смогут получить эсэмэску и ввести капчу.
Откуда там возьмутся какие-то умные решения, если в Роскомнадзоре главный способ сделать карьеру — поддакивать начальству? Конечно, это все тупо. Я иногда только руками развожу.
Так все устроено не потому, что они всем хотят зла, а потому что они тупые. Это решение тупое, потому что они тупые. Почитайте книжку «Банальность зла» Ханны Арендт. Вот такая система была: «Вы зачем людей жгли?» — «Это не я лично, я только приказы отдавал». Так это все работает по кругу.
Это все пропаганда. И в рамках этой пропаганды они в том числе пугают, что будут сажать за VPN. На самом деле все не так страшно.
Да, они действительно заблокировали одну из конфигураций протокола VPN-сервисов. От этого пострадали несколько сотен самых мелких VPN-провайдеров, у которых, как правило, нет более глубокой экспертизы. Но даже эти провайдеры почитали, посмотрели, изменили конфигурацию, отправили своим пользователям новые конфиги, и все у них заработало. Кто-то перешел на другие протоколы, кто-то просто подшаманил эти протоколы, кто-то еще что-то сделал. Все починили, все работает.
Пока таких случаев нет. Мы недавно обсуждали с иранцами, как блокировки работают у них. Они рассказывают, что КСИР (Корпус стражей исламской революции) старается делать блокировки как можно более мощными, при этом сами торгуют VPN.
Есть какие-то компании, которые типа не имеют отношения с КСИРу, но у них интернет работает. Как только туда заходит какой-то инструмент, который к КСИРу отношения не имеет, его тут же блокируют. Это еще раз показывает, что вся эта система блокировок держится на коррупции.
Конечно. Именно поэтому я не верю в суверенный Рунет. Зачем он, если на блокировках можно зарабатывать? Я уверен, что чиновники рангом повыше начальника отдела уже существуют в какой-то системе и приторговывают доступами к VPN.
Я не вижу никаких предпосылок, чтобы что-то кардинально поменялось. Просто эти все блокировки становятся громкими: «Боже мой, заблокировали еще один сервис». Да уже заблокировано примерно все. У нас YouTube заблокирован, самая большая социальная сеть в мире!
Нам просто показывают в очередной раз, насколько властям России насрать на население. Сидят чиновники, им нужно отчитаться, что они что-то делают. Заблокировали WhatsApp — все, Липов себе записал в годовой отчет.
Это обычная бюрократическая работа, которая с точки зрения чиновника выглядит абсолютно рутиной, а для тех, кого это касается, — какой-то катастрофой, как будто раньше ничего не блокировали.
https://votes-minoring-890691.appspot.com/interview/blokirovki-beliy-spisok-whatsapp-v-rossii/